Цена Робин Гуда: Полезные материалы –» Характеристика эпохи

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ

Конец 12 века и начало 13 века – эпоха довольно значительных перемен. Именно в это время меняются быт и нравы людей, способ вести хозяйство, взгляды на жизнь.

Это время без времени. Люди 12 века отмечали свой жизненный путь религиозными праздниками или значимыми событиями, а их день ограничивался движением солнца. Время принадлежало Церкви, а рыцари и крестьяне не имели никакой власти над ритмом собственной жизни, оставаясь лишь пассивными свидетелями непрерывного течения дней и лет, неумолимо старящего их и неизменно расставляющего все по своим местам. Отсюда эта покорность судьбе, заставлявшая их больше переживать о погоде, что стоит на дворе, чем о времени, которое уходит. Умственные рассуждения, точные расчеты считались уделом небольшого числа духовных лиц. Всем остальным была знакома только смена дня и ночи, зимы и лета. Их время – это время природы, отмеченное сельскими работами, сроками платежей и оброков.

Это время без детства и старости. Ребенок до достижения возраста, когда он мог работать наравне со всеми, не был никому интересен. Понятия же старости в современном смысле слова Средневековье не знало. За исключением случаев пострижения в монахи, так называемого «заслуженного отдыха» не существовало. Вплоть до самой смерти каждый человек считался вполне дееспособным и, если еще имел физические силы, должен был выполнять свою работу. Восьмидесятилетние старики еще принимали участие в сельских работах, военных сражениях, далеких паломничествах или осуществлении политической власти.

Это время освоения новых земель. К концу XII века западноевропейский пейзаж очень изменился по сравнению с 1000 годом, когда кругом стояли дремучие непроходимые леса, и лишь редкие поляны были пригодны для того, чтобы на них могли поселиться люди и начать обрабатывать землю. Именно на этих свободных от лесов участках постепенно стала развиваться цивилизация, благодаря которой христианская культура широко распространилась по всей внутренней территории Европы. Обширное раскорчевывание леса коренным образом изменило и внешний облик поселений, и окружавший их ландшафт: поляны расширились, воды отступили, равнины протянулись до холмов и болот. Основная причина этих изменений – значительный рост населения: чтобы прокормить большее число людей, требовалось увеличивать площадь обрабатываемых земель, поскольку в те времена не существовало иного способа повысить производительность труда. Именно в XII и XIII веках сложился традиционный облик сельского пейзажа Северной и Западной Франции и оставался неизменным вплоть до середины XVIII века: пустыри и леса, луга и пахотные земли, огороды и фруктовые сады со множеством гармонично расположенных проточных и стоячих водоемов.

Это эпоха открытых границ. Все страны западного христианства жили в едином ритме единой культуры, и история Англии переплеталась с историей Франции так тесно, как никогда более. Ла‑Манш воспринимался не морем, то есть непреодолимым препятствием, а скорее озером, по чьим волнам постоянно курсировали люди, товары, идеи и произведения искусства. Жизнь, люди, вещи были одинаковы в Бургундии и Корнуолле, в Йоркшире и Анжу. Единственное, чем отличались эти территории, так это климатом и географическими условиями.

Это время роста численности населения. Это явление оказалось столь значительным для истории Запада, что историки называют его «демографической революцией». Люди XII века не боялись жизни и соблюдали библейскую заповедь: «плодитесь и размножайтесь». Многодетная семья считалась нормальным явлением для всех слоев общества. Причин для подобного роста было достаточно: установление мира, обеспечивающего безопасность, усиление государственной власти, возобновление торговых отношений и особенно рост производства сельскохозяйственных продуктов, связанный с техническим прогрессом и освоением новых земель. Предполагают, что с 1000 по 1300 год население Западной Европы увеличилось в три раза. Последствия - расширение обрабатываемых земель, рост цен на землю, разделение крупных владений на более мелкие, возникновение новых деревень, новых церковных приходов и монастырей, превращение маленьких поселений в более крупные, развитие городов.

Это эпоха объединения. Все слои общества стремились к образованию различных групп и ассоциаций, от городских гильдий до ремесленных цехов, от лиги баронов до сельских коммун. Люди редко действовали от своего собственного имени, они не осознавали себя отдельно от общества. Они еще окончательно не распределились по сословиям, но уже широко организовывались в «штаты».

Это время гостеприимства. Любой путник во Франции или в Англии всегда мог рассчитывать на кров и черствую горбушку. Заботясь о госте, хозяин с радостью исполнял свой христианский долг. Как раз в этот период произошли существенные изменения в истории питания. Совершенствование сельскохозяйственных систем повлекло за собой появление новых высокоурожайных культур; развитие скотоводства позволило увеличить потребление мяса; злаки перестали быть единственной пищей низших классов; угроза голода уменьшилась; вырос товарообмен продуктов; изменились вкусы; манеры поведения за столом приобрели некую изысканность.

Это время власти богатства. Во многих отношениях уже сложилось почти классовое общество, даже если эти классы еще не играли никакой роли с политико‑юридической точки зрения или в распределении прав и обязанностей. Они пока не имели четких очертаний и оставались широко открытыми. Так, например, сын крепостного Гийом Овернский стал парижским епископом в начале XII века. Но повседневная жизнь различает не столько духовных лиц, дворян и простолюдинов, сколько людей богатых и могущественных, с одной стороны, и людей бедных и не имеющих власти – с другой. Уже очень скоро сформируется жесткое иерархическое общество, которое надолго разделит людей на низших и высших. Но пока даже у самого последнего серва есть хоть призрачный, но шанс - стать рыцарем.

Это эпоха зарождения моды. Со времен варварских нашествий западный костюм изменился, но, скорее, путем медленной эволюции, а не ряда резких метаморфоз. Если иногда и возникали мимолетные увлечения тем или иным фасоном, это происходило от случая к случаю и не так уж часто, как с середины XII века. Распространение куртуазного идеала породило в куртуазных же кругах необычайную заботу о внешнем облике: изящество манер следовало обязательно соединять с элегантностью костюма. Как предмет роскоши одежда играла все более важную роль в экономических и социальных отношениях; ее привозили издалека, дарили в знак расположения или использовали в качестве уплаты. О людях теперь все чаще судили по их одежде.

Это период расцвета рыцарства. Стремительно развивается защитное и наступательное снаряжение воина, а рыцарь из простого вояки превращается в тот самый символ благочестия, благородства и куртуазности, который дошел до нас сквозь века. Это время Крестовых походов и вдохновенной борьбы за идеалы веры. Теоретически рыцарство считалось доступным каждому получившему крещение: любой рыцарь имел право сделать рыцарем того, кого он считал достойным им быть, вне зависимости от происхождения и социального положения. Однако в реальности дело обстояло иначе. С середины XII века рыцари пополняли свои ряды почти исключительно за счет сыновей рыцарей и, таким образом, образовывали наследственную касту. Посвящения в рыцари простолюдинов, если не исчезли совсем, то стали почти уникальным событием. К 1200 году рыцари – это уже в основном сеньоры или сыновья сеньоров. Во Франции данный феномен принимает особо выраженный характер в течение XIII века, так что рыцарское звание уже практически не рассматривается как личностное, а становится наследственным качеством, доступным лишь высшим слоям аристократии. С этого времени и начинается процесс слияния рыцарства и аристократии.

Это время набожности и паломничества. Общество XII века в первую очередь – общество христианское: чтобы войти в него, требовалось быть христианином, ибо терпимость по отношению к язычникам, иудеям и мусульманам все равно оставляла их за пределами общества. Любая сеньория, любой город, любая политическая целостность составляли скорее часть мирового христианства, нежели конкретного королевства.

Но самое главное – это время крушения идеалов и зарождения новых надежд. Люди XII века, будь то клирики, рыцари или крестьяне, редко оставались довольны своей жизнью. Слишком тяжелой, мрачной, суетной и обманчивой была повседневная реальность, а окружающий мир – пугающим и враждебным. Все мечтали о чем‑то ином: о новом королевстве, где человек свободен от капризов природы и общественных обязанностей; о земном Иерусалиме, где мир и покой установлены на многие тысячи лет; о таком удаленном и идиллическом месте, где слова, люди и вещи обретают свое истинное значение, совсем другое, чем они имеют в этом мире. И каким тяжелейшим ударом по мечте о прекрасном стало известие о падении Иерусалима! Этот город, олицетворявший Рай земной, снова попал в руки неверных, а славные рыцари, что отстаивали его, не щадя жизни – с позором возвращаются на родину, опечаленные и опустошенные.

Чтобы жить дальше, людям нужна новая мечта.

Новая легенда.

Дата последнего изменения: 17.03.2010 в 00:26